Портфельная репликация

Портфельная репликация является удобным способом поддержания файла базы данных в обновленном состоянии при работе с ним на разных компьютерах, которые лишь иногда соединяются посредством кабельного соединения (локальной сети или прямого кабельного соединения), или обмен данными между ними выполняется с помощью переносного диска. В этом случае файл базы данных можно поместить в Портфель, чтобы потом поместить его на переносной компьютер. При этом создается новая реплика, которая может быть синхронизирована с базой данных на стационарном компьютере.

Предположим, вы ведете на своем персональном компьютере список контактов с помощью базы данных "Контакты". Вас отправляют в командировку на несколько дней, но вам необходимо постоянно использовать эту информацию, сохраненную на вашем компьютере. В этом случае следует применить средства портфельной репликации.

Сначала создайте базу данных "Контакты". Для этого можно использовать Мастер создания базы данных Access:

  1. Выберите команду Файл, Создать (File, New). Появится панель Создание файла (New File). В разделе Создание с помощью шаблона (New from template) Щелкните по гиперссылке Общие шаблоны (General Templates).
  2. Раскройте вкладку Базы данных (Databases) (рис. 18.1).
  3. Дважды щелкните по ярлыку Контакты (Contact Management).
  4. Откроется окно, в котором следует выбрать папку для сохранения новой базы данных и имя файла. Выберите папку \Мои документы (\Му Documents) и введите имя файла Контакты.mdb. Нажмите кнопку Создать (New).
  5. Запустится Мастер создания базы данных по шаблону Контакты (Contact Management). Следуйте предлагаемым инструкциям.

Вкладка Базы данных диалогового окна Шаблоны

Рис. 18.1. Вкладка Базы данных диалогового окна Шаблоны

После того как база данных будет создана и заполнена необходимой информацией, закройте ее. Чтобы иметь возможность работать с базой данных на портативном компьютере, создайте реплику с помощью средства портфельной репликации и поместите ее на портативный компьютер.

Чтобы создать реплику базы данных "Контакты":

  1. Закройте Access и запустите Проводник. Раскройте папку \Мои документы, в которой хранится база данных Контакты.mdb. Нормализуйте окно Проводника, нажав кнопку Восстановить (Restore) в правом верхнем углу окна.
  2. Перетащите с помощью мыши базу данных "Контакты" на значок Портфель (Briefcase) на рабочем столе Windows.

Замечание

В Windows 2000 значок Портфель (Briefcase) изначально не отображается на рабочем столе. Откройте Проводник, раскройте любую папку, в которой хотите создать новый Портфель, и выберите команду Файл, Создать, Портфель (File, New, Briefcase) или щелкните правой кнопкой по пустому месту в этой папке и выберите команду Создать, Портфель (New, Briefcase) в контекстном меню. В качестве такой папки можно выбрать и Рабочий стол (Desktop). Выполните шаг 2.

  1. Начнется процесс обновления Портфеля. Если Портфель используется впервые, появится диалоговое окно Создание Портфеля Windows (Welcome to the Windows Briefcase) (рис. 18.2).

Диалоговое окно Создание Портфеля Windows

Рис. 18.2. Диалоговое окно Создание Портфеля Windows

  1. Через некоторое время будет отображено сообщение, требующее подтвердить выполнение репликации (рис. 18.3). Нажмите кнопку Да (Yes).
  2. Будет отображено сообщение с предложением создать резервную копию (рис. 18.3). Нажмите кнопку Да (Yes).
  3. Будет отображено сообщение с вопросом о том, какую из двух реплик (реплику, полученную из исходной базы данных, или реплику, созданную в Портфеле) следует назначить основной репликой (рис. 18.4). Не забудьте, что основная реплика допускает правку структуры объектов и схемы данных, а обычная — нет.

    Чтобы сделать основной реплику, полученную из исходной базы данных, оставьте выбранным переключатель Исходная копия (Source Copy). Иначе выберите переключатель Копия в портфель (Copy to Briefcase). Нажмите кнопку ОК.

Создание резервной копии базы данных

Рис. 18.3. Создание резервной копии базы данных

Выбор основной реплики

Рис. 18.4. Выбор основной реплики

Нажмите кнопку Готово (Finish) в диалоговом окне Создание Портфеля Windows.

  1. Откройте Портфель. Для этого дважды щелкните по значку Портфель (Briefcase) на рабочем столе Windows. Появится окно со списком реплик в Портфеле.

Состояние синхронизации реплики в Портфеле

Рис. 18.5. Состояние синхронизации реплики в Портфеле

Щелкните правой кнопкой мыши по элементу списка Контакты.mdb и выберите в контекстном меню команду Свойства (Properties), чтобы открыть окно свойств. Раскройте вкладку Обновление (Update Status) для вывода информации о состоянии синхронизации. Оригинал и реплика базы данных "Контакты" являются последними версиями, т. к. реплики не изменялись (рис. 18.5). Нажмите кнопку ОК.

Для просмотра содержимого реплики дважды щелкните по элементу Контакты.mdb списка реплик в Портфеле. Запустится Access и откроется реплика базы "Контакты". В заголовке окна базы данных появится надпись реплика (Replica), указывающая на то, что производится работа с репликой исходной базы данных.

Выберите команду Сервис, Параметры (Tools, Options) и раскройте вкладку Вид (View). Установите флажки скрытые объекты (Hidden objects) и системные объекты (System objects) и нажмите кнопку ОК. Обратите внимание на то, что для обеспечения репликации в базу данных "Контакты" было добавлено множество скрытых таблиц, например MSysRepIicas и MSysTombstone (рис. 18.6).

Реплика базы данных "Контакты" с системными таблицами

Рис. 18.6. Реплика базы данных "Контакты" с системными таблицами

Снова выберите команду Сервис, Параметры (Tools, Options) и сбросьте установленные на прошлом шаге флажки. Нажмите кнопку ОК и закройте реплику базы данных "Контакты".

Чтобы поместить реплику на портативный компьютер или отдать ее другому пользователю:

  1. Создайте копию Портфеля, содержащего реплику, путем копирования и вставки Портфеля на рабочий стол, а затем переименованием копии. Копии Портфеля используются для обновления реплик другими пользователями.
  2. Откройте Портфель и выберите команду Портфель, Обновить все (Briefcase, Update All). Основная реплика обновляется данными, содержащимися в репликах других Портфелей.
  3. Поместите копию Портфеля на рабочий стол портативного компьютера (или передайте ее на дискете другому пользователю).

Теперь можно работать с базой данных на портативном компьютере.

Синхронизировать реплику в Портфеле на портативном компьютере с репликой в Портфеле на основном компьютере и основной репликой можно несколькими способами.

Замечание

Перемещение Портфеля на дискету (или переносной диск) является важным этапом в осознании концепции Портфеля Windows. Реплики всех файлов хранятся в Портфеле на стационарном компьютере. Когда вы уходите, вы берете с собой Портфель. Один Портфель не может быть в двух местах одновременно. Более того, Портфель не является объектом рабочего стола Windows. По возвращении необходимо переместить Портфель с дискеты (или диска) на рабочий стол. Если Портфель разделяется в сети, то аналогией из реальной жизни является папка для входящих бумаг.

Если изменить данные или параметры либо в реплике Портфеля, либо в основной реплике, то статус файла изменится на Изменен (Modified). Если со времени последней синхронизации одна из реплик изменялась, можно обновить либо реплику в Портфеле, либо основную реплику. Чтобы синхронизировать реплики:

  1. Откройте Портфель. Щелкните правой кнопкой по базе данных "Контакты" и выберите в контекстном меню команду Свойства (Properties). В окне свойств реплики раскройте вкладку Обновление (Update Status). Статусом реплики в Портфеле является значение Изменен (Modified) (рис. 18.7), хотя данные не изменялись. Дело в том, что на состояние реплики повлияло изменение параметров базы данных в Access.
  2. Нажмите кнопку Обновить (Update) для обновления основной реплики.

Статус Изменен для реплики в Портфеле

Рис. 18.7. Статус Изменен для реплики в Портфеле

Аналогичным образом производится обновление реплики в Портфеле, когда изменения внесены в основную реплику.

Замечание

Щелкнув правой кнопкой мыши по полю окна свойств реплики, в котором отображается статус обновления реплики, можно отобразить список для выбора направления записи изменений в двух синхронизируемых репликах.

Синхронизацию реплик в Портфеле можно проводить также с помощью команды Портфель, Обновить выделенные объекты (Briefcase, Update Selection) и команды

Портфель, Обновить все (Briefcase, Update All). Последняя команда очень удобна, когда требуется обновить реплики в нескольких копиях Портфеля на рабочем столе, которые принадлежат разным пользователям, обновляющим реплики в Портфеле с помощью дискет. В этом случае, выполнив команду обновления всего один раз, можно внести все произведенные каждым пользователем изменения.

Замечание

Можно создать копию Портфеля так же, как копию обычной папки с файлами Windows. Чтобы создать совершенно новый Портфель, не копируя имеющийся, в Проводнике Windows выберите команду Файл, Создать, Портфель (File, New, Briefcase).